среда, 21 декабря 2016 г.

Очерк. Краткая история тайцзи-цюань стиля чень. ©


Историю пишут победители. Это довольно известное утверждение не совсем понято молодым людям, изучавшим историю в школе и прочих учебных заведениях. Для них она данность в преподанном виде. Но опыт наблюдения за развитием исторического процесса, что обычно случается с возрастом, показывает, не все так однозначно. Даже на небольших исторических отрезках, в сорок - пятьдесят лет, можно заметить различные трактовки прошедших событий, а зачастую и полную их трансформацию, вплоть до противоположности. Прошлым всегда управляет настоящее, особенно в стремлении объяснить самим себе, каким оно должно было быть. И тот, кто является победителем в текущий момент, навязывает свое видение прошедших событий, проигравшим. Так есть.

История тайцзи-цюань не является в этом плане исключением. Во время культурной революции в Поднебесной было уничтожено много архивов, рукописей и самих мастеров. Прошлое пытались переписать, зачастую успешно. Кроме того, тайцзи-цюань это семейное боевое искусство, и каждая семья хранила свои секреты от других. Такова традиции Китая. Поэтому в Поднебесной насчитываются десятки, если не сотни стилей УШУ. Более того, каждый китайский мастер мечтает стать отцом-основателем своего собственного стиля УШУ, хотя бы для того чтобы войти в историю. Посему в каждой «семье», то есть «веточке» единого стиля, был свой взгляд на историю в целом. И не случайно, все хотели, чтобы именно их направление было главным и вошло в историю как основное. Как это очень по-человечески.

На сегодня есть несколько версий истории тайцзи-цюань, главных и не второстепенных. И каждая школа УШУ придерживается определенного, подходящего им. Здесь я не буду навязывать взгляд своей школы, своего направления, а просто опишу выдающихся мастеров, без которых история тайцзи-цюань была бы не возможна. Кроме того мой взгляд не претендует на историческую точность, с ней и без меня напряг. Это просто мое скромное видение предмета, основанное на опыте постижения искусства, долголетней практики и ощущениями от общения с мастерами.

Считаю, что вторым фактором творящим историю являются выдающиеся личности, особенно, в каком либо направлении творчества. А боевые искусства это бесспорное творчество, причем самое древнее. Итак, к личностям. Посмотрите на любой вид единоборств, не в современном состоянии, а в исторической ретроспективе, которые сохранялись хотя бы на столетия. В основном это восточные боевые искусства, китайские, японские, корейские. Они сохранились у тех народов,  которые бережно относится к традициям и наследию предков. Там всегда были и есть мастера, которые передавали свои знания и секреты, и были ученики, которым это было нужно. То есть сохранялась традиция передачи знания и опыта, а с другой стороны традиция его принятия, сбережения и совершенствования. Сохранилось то, что на востоке называют одним словом - «путь». На этом пути наблюдается следующее явление. При непрерывной передаче знаний, ученичестве, повсеместно наблюдается то, что редко кто из учеников мог достигнуть уровня своего учителя, а тем более его превзойти. А став впоследствии учителем, он в свою очередь не будет превзойден своими учениками, и  так далее. Начинается процесс деградации искусства и идет, пока не появится человек, который, таки, превзойдет своего учителя. Это бесспорно самородок, талант, гений! Он своими достижениями поднимает практикуемый вид единоборств на новую высоту, с которой потом опять начинается затухание или падение, и которое идет до следующего Самородка. Так и в истории тайцзи-цюань периодически возникали славные имена, поднимающие ее на новый высокий уровень. И были времена затишья, когда не было славных имен, тогда искусство опрощалось.

Почему так? Думаю, потому что в любом виде боевых искусств есть принципы максимальной эффективности. На самом деле они едины для всех стилей, но по-разному объясняются и тренируются, так же по-разному до них доходят. Они основаны на понимании биомеханики, физики, психики и энергетики человека в совершенстве. А это уже не просто искусство и великий личный труд по достижению мастерства, но и наука, причем Наука с большой буквы. Зачастую известный Мастер сам не может объяснить грамотно ученикам, что и как надо делать, но может это продемонстрировать и применить в реальной обстановке. Я имею в виду применение законов физики, биомеханики, психологии и энергетики. И получается такой феномен, что сделать может, но как он это сделал, не знает и объяснить не может. Его понимание процесса происходит на подсознательном уровне. Здесь мы сталкиваемся с практической философией, прикладной наукой и практикой невысказанных знаний. Но помимо мастеров практики были и ученые мужи, мастера философии, имевшие возможность теоретически обосновать то, чем они занимаются. Они внесли огромный теоретический вклад в практику, писали книги, пытались научно объяснить, то что постигали на практике. И еще реже мастер кулачного боя был магистром философии, как говорится, два в одном. Именно с таких имен и начинается история тайцзи-цюань.



Первым был Чжан Саньфэн, человек легендарный и мифический. История не сохранила дат его жизни, можно сказать только век - пятнадцатый. Человек глубоко образованный и обеспеченный занимал высокие посты уже в молодости. А в зрелом возрасте посвятил себя собиранию и переосмыслению знаний, в частности даосской философии. И конечно изучал боевые искусства и совершенствовался в них. Одна из легенд о нем рассказывает как он, сидя на берегу реки, наблюдал бой змеи и цапли (в других источниках, сороки). Птица била змею клювом, но не попадала в нее, так как последняя ловко уклонялась от ударов, смещаясь совсем незначительно. В итоге птица разбила клюв в кровь о камни, а змея удалилась не поврежденной. Как гласит легенда, это послужило толчком создания боевого искусства основанного на уступчивости, мягкости и податливости, когда мягкое побеждает жесткое. Еще тайцзи-цюань называют наукой о том, как победить уступая. В своих трудах Джан Саньфен впервые описал принципы тайцзи-цюань. Вот некоторые из них:
- мягкое преодолевает жесткое,
- все движения округлые и непрерывны,
- надо начинать движение вторым, а завершать первым,
- неспешностью, контролируется скорость,
- малое контролирует большое,
- четыре ляна сдвигают тысячу цзиней,
- прилипать и неотрывно следовать,
- проваливать противника в пустоту,
- использовать сознание, не использовать силу.


Было ли тайцзи-цюань до него? Ответ однозначный, конечно было. Но называлось по-другому и имело не все принципы в совокупности. Заслуга Джана и каждого следующего Мастера в том, что они собрали лучшее и правильное из разных источников. В тайцзи-цюань он сделал это первым. Кстати, тайцзи-цюань так и не возникла при нем, по крайней мере, не приобрело современного названия. Он создал лишь предпосылки, хотя и считается легендарным родоначальником этого вида УШУ. Тем не менее,  Всемирный День Тайцзи, празднуется в честь его дня рождения, тоже легендарного, то есть не установленного, а назначенного на 29 апреля.


Теперь в целом, что же такое тайцзи-цюань? Это собрание четких принципов биомеханики и выполнение определенных законов движения, где нарушение одного из законов или принципов ведет к утрате эффективности, то есть тайцзи-цюань исчезает. В дальнейшем появилось несколько стилей тайцзи-цюань. Все они отличаются друг от друга нюансами и акцентами, и, в разное время, разной приближенностью и истине. Зачастую стилевые особенности являются отклонением от принципов, то есть заблуждениями или ошибками, а иногда наоборот, стилевые особенности являются четким соблюдением принципов и законов. Правда все это меняется до своей противоположности и зависит от Мастера ведущего тот или иной стиль. Бывает, что Мастер вытягивает свой стиль на новую высоту правильности и эффективности.

Вторым столпом тайцзи-цюань стал Чэнь Вантин, это уже семнадцатый век. Второе его имя Цзоутин, 1600 – 1680 г.г. Жил он в провинции Хэнань, уезд Вэньсянь, деревня Чэньцзягоу и стал представителем девятого поколения семьи Чэней. Как видите история о предыдущих девяти поколениях семьи Чень не отличается значимостью личностей. Вантин был военачальником среднего чина, но прославился борьбой с бандитами. Уйдя в отставку он посвятил себя изучению и собиранию лучших достижений того времени в боевых искусствах, цигун, даосской философии и алхимии. Судя по всему, он был человек образованный и талантливый. Вантин соединил в тайцзи-цюань древние знания «И-Цзин», даосские методы саморегуляции даоинь и туна, используя медицинский трактат «Хуантин цзин», приемы армейского рукопашного боя из системы генерала Ци Цзигуана, описанных в «Цзисяо синьшу. Цюаньцзин саньшисань ши». Он был человек не заурядный и потому остался в истории.

Следующий столп тайцзи-цюань Чэнь Чансин (1771 – 1853 г.г.). Представитель 14 –го поколения клана Чэней, глава школы тайцзи-цюань семьи Чэнь в 6-м поколении, величайший мастер своей эпохи, он был профессиональным телохранителем. Как человек образованный, написал несколько трудов о тайцзи-цюань. «Тайцзицюань ши даяо лунь» («Рассуждения о десяти больших требованиях к тайцзицюань»), «Тайцзицюань юнъу яо янь» («Требования к практике боя в тайцзицюань») и «Тайцзицюань чженьдоу пянь» («Сочинение о бое в тайцзицюань»). Прославился тем, что обобщил и очистил предыдущие знания, и лично практиковал тайцзи-цюань на высочайшем уровне.
 Чэнь Чансин известен еще тем, что впервые, передал семейную традицию не члену клана Чэней Ян Фукуэю (Ян Лучаню). И тогда тайцзицюань из родового селения Чэней, которое называется Чэньцзягоу, постепенно начал распространятся по всему Китаю. Впоследствии постепенно развились другие направления и стили тайцзицюань. 

Ян Лучань (1799—1872) обучившись в семье Чэней, ушел и создал свой стиль Ян, широко распространившийся  настоящее время и ставший причиной отношения к тайцзи-цюань, как к оздоровительной гимнастике. Он первый человек в истории, который обучался тайцзи-цюань в семье Чэней, и не принадлежал им по родственной линии. А может и не первый, но первый вошедший в историю. Есть легенды, что его не учили, а он подглядывал и сам учился, но поверьте, это не возможно. Тем не менее, выучившись, он ушел из деревни и создал свой стиль Ян. Что послужило причиной его ухода от своих учителей и создание своего стиля, есть разные слухи. Но, на мой взгляд, все могло быть так. Он человек не из клана, чужак, добившийся высоких результатов, и даже, превзошедший своего учителя, а это исторический факт. На то, что он был высочайшим Мастером, нет разночтений и сейчас. Посудите сами, кому понравится талантливый чужак, не местный, не наш! Скорее всего, у него возникали конфликты на этой почве. И, возможно, было непризнание его мастерства в кругу семьи Чэней. Тогда, он ушел и создал свое имя в новом стиле тайцзи-цюань, назвав его Ян. А может просто был человеком амбициозным и не стеснялся своего мастерства, а просто исполнил заветную мечту любого китайца, стать отцом-основателем нового, своего собственного, стиля УШУ. Тем не менее, и как бы оно не было, он превзошел своих учителей из деревни Чэней массовостью своих последователей и широтой экспансии стиля. И сегодня стиль Ян самый распространенный стиль тайцзи-цюань не только в Китае, но и по всему Миру.

Став Мастером Ян Лучань был приглашён в столицу, где преподавал тайцзи-цюань сначала  в императорских казармах, а в последующем во дворце принца. Тогда же он получил свое прозвище, Ян Уди — «Ян непобедимый», благодаря многим победам над другими мастерами. Преподавая во дворце, вынужденно, ему пришлось постепенно менять характер движений, делая их более плавными и растянутыми. И основной упор в тренировках делать на оздоровительный эффект, который в тайцзи-цюань невозможно не заметить. «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни» - так говорили во Дворце. Тогда же стали считать, что занятия тайзи-цюань привилегия знати, ученных и философов, то есть людей благородных. И сейчас часто сравнивают тайцзи-цюань с гимнастикой цигун, называя ее динамической медитацией или энергетической практикой, и даже системой духовного развития. Все так и не так. Тайцзи-цюань это целостная система, и вычленение из нее одного отдельного аспекта, при игнорировании остальных, не раскрывает, даже частично, всей пользы от практики. В практике, одно дополняет другое и каждое в отдельности связанно с целым. «Движется оно – движется всё» - это закон тайцзи-цюань, как искусства.

Продолжим. Тогда же тайцзи-цюань семьи Чэнь разделился на два направления. Представителем первого – «лаоцзя», старой формы остался Чэнь Чансин. Представителем второго – «синьцзя», новой формы стал Чэнь Юбэнь. Он убрал из старой формы (лаоцзя) некоторые относительно трудные движения и составил новую форму – синьцзя. Его преемник Чэнь Цинпин видоизменил ее еще больше, сформировал впоследствии новый стиль – Чжаобаоцзя тайцзи-цюань. Его ученики Хэ Чжаоюань (1811 – 1891), У Юйсян(1812 – 1880), Ли Цзинтин также создают стили тайцзи-цюань семьи Хэ, тайцзи-цюань семьи У, Хулэйцзя соответственно. Так стали возникать новые стили, которые возникают до сих пор.

Естественно нельзя считать ни один стиль хуже другого и наоборот. Все дело не в стилях, все дело в людях ими занимающимися. Личность творит стиль, и новый стиль возникает тогда, когда его создатель понял суть тайцзи-цюань, вернул на место утраченные принципы, восстановил законы движения, и т.п. Конечно, это касается только живучих стилей, проверенных временем. В противном случае стиль вырождается как искусство, превращаясь в оздоровительную или художественную гимнастику, что тоже полезно для большинства занимающихся, но не развивает их.

Но вернемся к основной линии стиля Чэнь. Величайший столп практически нашего времени, или самого недавнего прошлого, был Чэнь Факэ (второе имя Фушэн, 1887 – 1957), представитель 17-го поколения Чэней из Чэньцзягоу, представитель 9-го поколения ортодоксального тайцзи-цюань клана Чэнь был правнуком Чэнь Чансина и выдающимся мастером своего времени. Он восстановил все принципы и законы тайцзи-цюань в совершенстве, и считается самым великим Мастером всех времен. Чэнь Факэ с 1928 по 1957 годы преподавал в Пекине и снискал широкую известность как большой мастер в применении боевой техники. Соперники обычно не успевали сообразить, как оказывались поверженными. Чэнь Факэ также обладал великодушием и высокой воинской доблестью и всегда с радушием принимал людей, пришедших его испытать. Очень много мастеров в Пекине испытывали его технику и не было таких, которые остались недовольны его уровнем  мастерства и высокими моральными качествами. Столичные мастера ушу говорили, что он великий учитель и дали прозвище «Первый в тайцзи». Его учениками и последователями были Гу Люсинь и Фэн Чжицян, их имена и сейчас на слуху.

Чэнь Чжаокуй  (1928-1981) сын Чэнь Факэ был единственным прямым наследником традиционной ортодоксальной старой формы и носителем ее секретов. В его исполнении она выглядела мягкой и текучей с внезапными взрывными выбросами силы. Он так владел техникой циньна (искусство заломов и захватов), что люди едва касались его, как тут же становились беспомощными. К несчастью у него была трудная судьба, совпавшая с событиями культурной революции и так называемых «преобразований». Большую часть жизни прожив в нужде и невостребованности, по причине идеологической направленности того времени, он рано и трагично умер. Передать свое мастерство он сумел лишь ограниченному кругу учеников, тем не менее, оставил после себя записи, где зафиксировал принципы и методы тренировок не только свои, но и своего отца. Благодаря Чжаокую эта информация осталась навсегда для познания и постижения будущими поколениями.

Ма Хун (1927 - 2013) личный ученик и приемник Чэнь Чжаокуя, не принадлежит семье чэнь, тем не менее, является продолжателем традиции, внесшим огромный вклад в популяризацию и кристаллизацию переданных ему знаний. Будучи человеком образованным, журналистом, преподавателем и писателем, он к 36 годам потерял здоровье и по совету врачей начал заниматься тайцзи-цюань. В 1971 году он встретил  Чэнь Чжаокуя и продолжил заниматься под его руководством. Причем к этому времени занятия тайцзи-цюань уже излечили его от всех болезней. Под руководством Мастера он с настойчивостью и азартом продолжил обучение. В те времена мастера боевых искусств подвергались гонениям, и Ма Хун приютил Чжаокуя у себя дома, вместе с его сыном Чэнь Юйем. Занимались они только после захода Солнца, тайно. Огромный его вклад в искусство в том, что Ма Хун объединил большое количество оставленных ему Чжаокуем заметок, добавил к ним свои ежедневные записи занятий, отредактировал и выпустил книгу по этим материалам под названием «Полная книга практики тайцзицюань семьи Чэнь». После он также выпустил еще несколько изданий: «Боевое применение тайцзицюань семьи Чэнь», «Разъяснение теории тайцзицюань семьи Чэнь», «Теория и практика тайцзицюань семьи Чэнь», «Сборник серии фотографий к тайцзицюань семьи Чэнь». После кончины Чэнь Чжаокуя, в целях распространения стиля Чэнь Чжаокуя, он основал «Общество по изучению тайцзицюань семьи Чэнь» в Шицзячжуане. Ма Хун не жалея сил и сейчас продолжает распространять в Китае и по всему миру «Тайцзицюань Чэнь Чжаокуя». В настоящее время его книги переведены на русский язык, напрямую с оригинала Романом Романовым, Петербургским Мастером тайцзи-цюань, моим другом и спаринг-партнером по обучению в течение нескольких лет. Ушел Ма Хун в преклонном возрасте, сохранив здоровье и бодрость до самого конца. До последних своих дней он всегда делал всю форму три раза, причем в таких позициях, которые будут затруднительны и для молодых людей. Своей жизнью он доказал полезность и благотворность для здоровья правильного и полного выполнения практики тайцзи-цюань стиля чэнь.

В настоящее время остались ученики Ма Хуна и Чэнь Юй (1962г), сын Чэнь Чжаокуя, внук Чэнь Факэ, который стал приемником стиля и является представителем 19-го поколения семьи Чэнь. Он с 17 лет занимается самостоятельно, до этого его учил отец, пока был жив. Сейчас он преподает тайцзи-цюань в Чэньцзягоу, где считается большим Мастером. У него подрастает сын, намеренный продолжать династию.

Еще в Чэньцзягоу есть Мастера Чэнь Сяован, Чэнь Чженлэй, Ван Сиан и другие. Они не учились у Чэнь Факе, он уехал в Пекин и там преподавал, поэтому учились у его дяди. В настоящее время они являются активными популяризаторами тайцзи-цюань во всем мире, и в своих практиках достигли высокого уровня мастерства.

Но это все будущая история.


Алексей Сощенко
2016г

Комментариев нет:

Отправить комментарий